Илья Васильевич Астафьев, автор справочника «Родоплеменной состав казахов (конец XIX - начало XX вв.). Этноисторический справочник», изготовитель сувениров с казахскими тамгами на сайте «Современное искусство Казахстана», автор справочника «Что означает мое имя?» Алматы, Казахстан, E-mail: ilya@astafyev.kz Skype: ilya.astafyev.home Моб. тел.: +7(777)-210-40-66

Мы все ближе и ближе к 100-летней годовщине «Великого Октября», хотя большевики до 10-й годовщины именовали её как «октябрьский переворот». Безусловно, что чем ближе будет приближаться первый большой юбилей, тем больше будет комментариев и рассуждений об этом событии. Поэтому хочу поделится своими одним из первых.

Украинский политик Александр Мороз, дважды занимавший пост спикера Верховной рады}, считается автором одной из кратких и емких эпитафий СССР:

«Тот, кто не жалеет о бывшем Советском Союзе, не имеет сердца; тот, кто считает, что его можно восстановить, не имеет головы».

Если послушать старшее поколение, то становится понятным, что мы потеряли. Мы потеряли следующие социальные завоевания социалистического строя:

  1. право на труд, которое больше походило на обязанность;
  2. всеобщее бесплатное образование, как среднее, так и высшее, с последующим гарантированным трудоустройством по полученной специальности;
  3. всеобщий доступ к бесплатной медицине, включая самые современные медицинские технологии и методы лечения;
  4. доступность массового социального жилья практически на бесплатных условиях;
  5. систему социального страхования, дававшую возможность вести достойную жизнь инвалидам и малоимущим;
  6. солидарную пенсионную систему, обеспечивающую достойную старость почти всем трудящимся;
  7. систему социальной адаптации подрастающего поколения в виде всевозможных кружков, клубов и других учреждений;
  8. низкие цены на товары массового спроса и продовольствие;
  9. систему социальных гарантий трудящихся через профессиональные союзы, которые обеспечивали реальную защиту прав трудящихся:
  10. уверенность в завтрашнем дне.

Не знаю, может быть я что-то забыл, поправьте меня.

А теперь задумаемся, что же мы реально приобрели взамен? При этом я не собираюсь морализировать на темы социального неравенства, пышного расцвета коррупции и казнокрадства, всеобщего обнищания трудящихся. Я хочу понять, что же мы всё-таки получили взамен?

А получили мы только одно право, право на социальную инициативу. Поэтому смелые, умные, подлые, жадные и иже с ними сегодня имеют больше, чем те, кто безынициативен, ленив, робок, пассивен. И в СМИ это превозносится как основа человеческой морали испокон веков, как то, к чему мы все должны стремиться, на чем строится человеческая цивилизация. Одним словом вперед, к победе лозунга: «Человек человеку — волк».

Но адепты «нового старого строя», аналога нашего нового старого года, забывают или, точнее, замалчивают, что только западный англо-саксонский мир протестантов возвел принцип социального неравенства в абсолют. На Земле существует масса обществ, где царят иные социальные критерии. Возьмем тот же ислам, который сейчас только ленивый на Западе не обвиняет во всех смертных грехах.

Безусловно основа ислама такова, что единственная социально-экономическая формация, в которой он может эффективно существовать, является феодализм. И это ярко демонстрирует его распространение в мире. Только там, где люди живут натуральным хозяйством, у него сильны позиции — Северная Африка и Ближний Восток. И здесь показателен пример мусульман-эмигрантов в Европе, люди, приехав в капиталистическое общество не интегрируются в него, предпочитая жить в культурных анклавах со своей традиционной системой ценностей и отношений.

Точно так же ведут себя и китайцы, которые создают по всему миру свои Чайнатауны, не желая смешиваться с местными аборигенами, будь то американцы, европейцы или жители Юго-Восточной Азии, слишком разная ментальность.

Я уже однажды писал на тему экономической политики Сталина. Так вот, социализм не закрывал путь для социальной инициативы, он её всячески пестовал и поощрял до тех пор, пока убогие «реформаторы», во главе с Хрущевым, не сдались на милость победителю. Я начал сознательно жить в начале 80-х годов, когда в обществе даже не осталось следа от промысловых артелей, кооперативов и индивидуальных предпринимателей. А поскольку, по-молодости, мне всё время чего-то хотелось большего, чем тупо отсиживать рабочие часы, меня увлекли идеи перестройки. Но только сейчас я понимаю, что это были ложные ценности.

И ещё, у нас принято часто ссылаться на опыт Запада, в том числе и в части социальных гарантий трудящихся. Но хочу заметить, что эти все «достижения» появились только в конце 60-х — начале 70-х годов, когда капитализм находился в сильнейшем экономическом кризисе, так называемый «нефтяной шок», а СССР демонстрировала высокие социальные стандарты. Это была вынужденная мера мимикрирования капитализма под маску социально-ориентированного общества. Но СССР разрушен, изобилие, вызванное его разрушением, успешно проедено и наступают тяжелые времена. И я думаю, что не за горами время, когда сделанные Джеком Лондоном предсказания в романе «Железная пята» станут реальностью. Ещё раз повторюсь: больше, чем минимально необходимо пролетарию для воспроизводства своей рабочей силы, ни один капиталист платить не будет!

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 [2 Голоса (ов)]

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить